Индивидуальная проектная деятельность учащихся

Школа «ТТИШБ»  расположилась в одном из флигелей знаменитого дома на углу Фонтанки и Гороховой. Напротив БДТ, неподалеку - ТЮЗ, Молодежный и Александрийский театры. Такое «соседство» не может не остаться без внимания.

Что дает ребенку, например, путешествие по закулисью ТЮЗа, где профессиональный театральный гример превратит его в Бабу-Ягу, или беседа о тайнах актерской профессии с ведущими актерами Петербурга, или спор о судьбе современной литературы с молодыми поэтами, или очередной урок по мировой художественной культуре в залах Эрмитажа? Бесспорно, все это и создает то необходимое состояние души и ума, благодаря которому формируется настоящая творческая личность, воспринимающая мир цветным и многогранным.

Для коллектива педагогов принципиальным является то, что ученики школы - вне зависимости от того, станут ли они артистами, журналистами, менеджерами, литературоведами или выберут совсем другую профессию, - реализуют все свои возможности, начинают верить в свои силы. Учебный план построен с учетом возрастных, социальных и психологических особенностей подростков 13-17 лет. Школьная программа ориентирована на серьезное изучение общеобразовательных предметов, особое внимание уделяется иностранному языку, литературе, в программу также включено преподавание таких дисциплин, как культура речи, история кино, история театра, основа актерского мастерства, сценическое движение.

Большое внимание уделяется так называемой «внеклассной работе» - ученики имеют возможность познакомиться с той профессией, которую они себе выбрали: посещают редакции петербургских газет и радиостанций, бывают на закрытых просмотрах и генеральных репетициях в петербургских театрах, встречаются с известными деятелями культуры и искусства.

 Педагогический коллектив школы и ее психологическая служба организуют систему тщательного изучения личности каждого учащегося, ему помогают сформировать эффективный индивидуальный маршрут развития и образования, снять психологические блоки.

В основу изучения и сопровождения каждого учащегося положен дифференцированный подход, который позволяет варьировать уровни освоения образовательной программы по индивидуальному маршруту с учетом интересов и способностей учащихся, использовать разнообразие коллективных и индивидуальных творческих заданий и самостоятельных работ. Возможности арт-педагогики, методику которой вырабатывает педагогический коллектив школы на протяжении нескольких лет, позволяют каждого, самого сложного подростка вовлечь в коллективную творческую деятельность и воздействовать на него через эту деятельность. Поэтому каждый ученик участвует в жизни школы, используя собственный индивидуальный потенциал возможностей.

Для одних обучение в школе театральной педагогики - стимул духовного, культурного, социального развития, для других - это еще первые шаги в избранной профессии. Ученики школы могут (и выбирают!!!) совершенно разные профессии, но талантливым зрителем, слушателем, читателем, просто культурным человеком он останется на всю жизнь.

Педагогический коллектив школы считает, что средствами театральной педагогики при ориентации на другие виды художественно-эстетической деятельности позволяет подготовить учащихся к творческой самореализации в современных условиях.

Особенностями данной образовательной программы являются:

  • взаимосвязь учебных дисциплин, имеющих содержательную преемственность и возможность "сквозного" планирования;
  • "комплексное" планирование смежных дисциплин и выявление взаимосвязи традиционно разобщенных курсов;
  • ориентация школьников на участие в современном культурном процессе;
  • знакомство с театральными постановками, творческие встречи, посещение репетиций спектаклей, съемочных площадок и т.д.;
  • создание творческого коллектива, объединяющего детей и взрослых вне возрастных рамок.

Специфика контингента нашей школы такова, что сюда приходят, в основном, 2 категории учеников: творческие дети, стремящиеся к совершенству и очень живые, активные, непоседливые ребята. К сожалению, в обычной школе, как правило, нет ни педагогов, ни программ обучения, соответствующих особенностям этих детей. Школьная рутина, массовый подход и авторитарный стиль для них совершенно неприемлемы. Первые замыкаются в себе, гаснут их дарования; вторые, испытывая непреодолимую потребность в динамике, в свободе, направляют свою энергию на разрушение: озорничают, пропускают уроки, дерзят учителям, срывают занятия и пр.

Педагогическая система арт-педагогики позволяет без насилия корректировать просчеты воспитания и негативные черты личности подростка. В то же время она дает удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, творческий потенциал ученика. Диалоги, дискуссии, ролевые игры, инсценировки, выдумка как нельзя более помогают творческим детям учиться. Причем эта система предполагает не столько соперничество, сколько сотрудничество, здесь есть элементы соревнования, соперничества, но в гораздо большей степени это обучение деятельности в команде. Формирование этих коммуникативных умений, партнерских отношений - один из важнейших результатов нашей экспериментальной работы.

Школа ТТИШБ - это школа, где каждый ученик, каждый учитель может проявить свой творческий потенциал в полной мере.

В 5 - 9 классах все учащиеся занимаются основами актерского мастерства, в 10 - 11 классах по выбору занимаются основами журналистики, либо основами менеджмента, либо продолжают курс актерского мастерства.

Для нашей школы характерны:

  • особые условия обучения в малокомплектных группах;
  • теплый климат взаимоотношений;
  • доброжелательность учителей;
  • психологически уравновешенная атмосфера в коллективе;
  • возможность компенсации недостатков образования в массовой школе (с ее большим коллективом и средненными требованиями к личности ребенка).

 Самое главное для коллектива Школы - это ее атмосфера, творческая, серьезная и домашняя одновременно, которую ощущают практически все.