Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства (информация с сайта: http://www.alexandrinsky.ru/). О спектакле: Авторы: Андрей Могучий, Константин Филиппов Постановщик: Андрей Могучий Художник: Александр Шишкин Музыкальный руководитель спектакля: Анна Вишнякова В постановке звучит музыка Александра Маноцкова и Вольфганга Амадея Моцарта В спектакле интерпретированы сюжетные мотивы произведений Мориса Метерлинка Режиссёр Андрей Могучий в соавторстве с Константином Филипповым сочинили современную сказку по мотивам произведений бельгийского драматурга Мориса Метерлинка. Знаменитая метерлинковская тема - путешествие детей в царство Ночи в поисках синей птицы - обрела в спектакле Могучего новое современное звучание. Это попытка с помощью театра поговорить с детьми об основах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, мнимом и подлинном счастье. Мир в спектакле словно увиден глазами ребенка - это мир детских снов, фантазий, страхов и надежд. Художник Александр Шишкин сочинил сценографию и костюмы в эстетике детского рисунка, где все персонажи словно бы созданы рукой ребенка. Действие происходит под Новый год в одном симпатичном пластилиновом семействе, где есть брат и сестра Тильтиль и Митиль, папа, дедушка, две зеленые собаки, красная кошка и, конечно же, мама, которая ждет еще одного малыша. Но праздничную идиллию вдруг нарушает птица, залетевшая в окно. Маме становится плохо, ее увозят в больницу. А с детьми остается соседка фрёкен Свет. Чтобы спасти маму и еще нерождённого малыша, Тильтилю и Митиль предстоит отправиться в опасное путешествие в царство мёртвых и забрать у Царицы Ночи синюю птицу. В спектакле занята почти вся труппа театра, а также музыканты. Спектакль предназначен для школьников от 9 лет. Спектакль удостоен наград ХХ-го театрального фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям» в пяти номинациях: «Лучший драматический спектакль», «Лучший актёрский ансамбль», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника» и «Лучшая женская роль» (Янина Лакоба - Митиль). Спектакль - лауреат Российской национальной театральной премии и фестиваля «ЗОЛОТАЯ МАСКА» в номинациях «Лучший спектакль большой сцены» и «Лучшая работа художника». Спектакль - лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «ЗОЛОТОЙ СОФИТ». Спектакль - лауреат Российского национального театрального фестиваля театров для детей «АРЛЕКИН». В 2012 году спектакль получил специальный приз спонсоров Санкт-Петербургской молодёжной театральной премии «Прорыв» - «За приобщение детей к театральному искусству». Наши впечатления: Никита Кайгородцев (8 кл.): «Спектакль «Счастье» произвел на меня неоднозначное впечатление. В спектакле используются красочные декорации, разные спецэффекты и удивительные костюмы. Интересная музыка, красивые песни и танцы оживляют спектакль. Но непонятная и суетливая смена декораций, ничем необусловленная смена костюмов (например, собаки, то снимают, то одевают головы, актеры то снимают, то надевают очки, становятся из больших в маленькие и, наоборот), на мой взгляд, мешает вникать в суть и замысел спектакля. В то же время мультяшное изображение героев совсем не влияет на смысл и глубокую идею спектакля. Противоречивость чувств обусловлена сменой веселых и жизнерадостных сцен на грустные, мрачные, а порой жуткие и страшные. Поэтому данный спектакль заставляет задумываться над тем, что же все-таки хотел сказать режиссер?» Таня Егармина (8 кл.): «Если честно, то мне спектакль не очень понравился. Мне показалось, что он во многих моментах скучный. Хотя кое-что мне понравилось. Например, кошка, как она была одета, как играла свою роль, выполняя различные гимнастические движения. Еще понравилась песня, которую фрёкен Свет пела детям, чтобы они уснули. В целом спектакль производит странное впечатление». Посещение Александринского стало для нас, безусловно, радостным событием. Бывая там ранее, нам не терпелось посетить его и в этом учебном году. Спектакль «Счастье» стал хорошим поводом для того, чтобы это сделать. По мнению режиссера, А.Могучего спектакль предназначен для детей от 9 до 12 лет, об этом он заявляет в своих многочисленных интервью. Но для нас так и осталось загадкой такое четкое разграничение возраста. Нам показалось, что «Счастье» для детей постарше, а может и вовсе для взрослых. Наличие спецэффектов, хорошего звука и качественного современного оборудования позволило на 2 часа погрузиться в сказочную атмосферу происходящего. Сопоставляя постановку Могучего с исходным произведением Метерлинка, мы пришли к выводу о том, что только герои и возможно, сюжетная линия схожи, во всем остальном – это уникальный взгляд режиссера. Вот, что он сам говорит: «Спектакль абсолютно детский, для детей от девяти до двенадцати, пока мы так определили. И мне это интересно именно как задача. Для меня она архисложная, такой внутренний этический и эстетический поступок, мотивация для выделения энергии. Мы попытаемся разговаривать с детьми на темы, которые важны мне и важны людям, сочиняющим этот спектакль вместе со мной. Все пока очень смутно, но надеюсь, что будет удачно. Конечно, взрослых зрителей мы отсекать не будем. Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин совершенно справедливо говорит, что зрителя надо растить. Есть потерянное поколение, которое не приучено к театру. «Синяя птица» будет попыткой не только привлечь это поколение в театр, но и начать выращивать подготовленного взрослого зрителя. Пьеса Метерлинка лишена человеческих мотиваций, это, по сути, литература, а не пьеса. А законы театра не соответствуют законам литературы. Поэтому мы взяли из пьесы только один момент и раскрутили его в сюжетную линию, которую стали обогащать, усложнять, запутывать. Мы придумали свою мотивацию путешествия детей в потустороннее пространство. Потому что как только ты начинаешь делать так, как написано, иллюстрировать, это почти всегда залог того, что у тебя ничего не получится. У нас тоже, как и в пьесе, будут души предметов, правда другие, будет и образ страшного леса, ведь в волшебных сказках вход в любой сон осуществляется через лес. Но в целом у нас получилась другая пьеса с другим сюжетом, однако, я надеюсь, с тем смыслом, который заложен у Метерлинка» (март, 2011 г.). Таким образом, для нас «Счастье» стало показательным примером того, как на сцене классического театра может развернуться современная постановка. И, возможно, мы пойдем на этот спектакль еще раз, чтобы со второго раза попытаться разгадать загадку режиссера.